МБОУ "Первомайский Центр Образования"




Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Педагог-психолог

Памятка для родителей по вопросам ежегодного социально-психологического тестирования обучающихся

26 February 2019 22:24


Уважаемые родители!

Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди.

Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка.

Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики.

Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотические и психоактивные вещества в школе, в институте, во дворе, на дискотеке, в сети Интернет и в других местах. До 60 % школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать сильнодействующие вещества. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может!».

Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, пока не сформировалась зависимость.

Социально-психологическое тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков и молодежь от «экспериментов» с наркотиками, от так называемой «первой пробы» и дальнейшего приобщения к потреблению.

Тестирование не выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотики.

Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку.

Тестирование является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании в подростковой и молодежной среде.

Социально-психологическое тестирование учащихся на предмет потребления наркотиков позволяет определить обезличенное количество детей «группы риска», давших положительные ответы или указавших на те или иные проблемы, способствующие вовлечению в наркопотребление.

Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом.

Тестирование проходит непосредственно в образовательной организации под руководством штатных квалифицированных специалистов и в соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16.06.2014 № 658.

Тестирование проводится в электронном виде, на компьютере.

Перед началом проведения тестирования проводится инструктаж обучающихся.

Обращаем Ваше внимание на то, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным:

в тестировании принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие.

Если ребенку от 13 до 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей).

родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;

конфиденциальность при проведении тестирования и хранении информированных согласий обеспечивает администрация образовательной организации.

Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в тестировании.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по предотвращению вовлечения наших детей в наркопотребление.

Вы можете сами проявить инициативу – предложите ребенку участвовать в программе социально-психологического тестирования!

Будьте активны – любая профилактика в интересах Ваших детей!

Сделайте выбор в пользу своего ребенка!!!

Если у Вас остались или возникнут вопросы по проведению тестирования, Вы можете обратиться к официальным сайтам в сети Интернет и получить подробную консультацию:

http://fcprc.ru «Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное научное учреждение» «Центр защиты прав и интересов детей» на сайте открыта «Горячая линия» по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся http://fcprc.ru/projects/hotline


О проведении социально-психологического тестирования обучающихся общеобразовательных организаций МО «Выборгский район» Ленинградской области в 2017-2018 учебном году

24 December 2017 0:12

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Выборгский район» Ленинградской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

"

30

"

10

2017 г.

530-р

О проведении социально-психологического тестирования

обучающихся общеобразовательных организаций

МО «Выборгский район» Ленинградской области

в 2017-2018 учебном году

В соответствии со статьями 53.1, 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», подпунктом 7 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подпунктом 15.1 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 года № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 года №581 н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего профессионального образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ для обеспечения проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций Ленинградской области, направленного на раннее выявление немедицинского потребления детьми и подростками наркотических средств и психотропных веществ» и распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области №2607-р от 17.10.2017 года «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций Ленинградской области в 2017-2018 учебном году», в целях раннего выявления немедицинского потребления детьми и подростками наркотических средств и психотропных веществ:

1. Руководителям образовательных организаций:

1.1. Провести социально-психологическое тестирование обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте от 13 лет и старше на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ (далее - тестирование) в срок с 20.11.2017 года по 11.12.2017 года согласно анкете, утвержденной распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 17.10.2017 года №2607-р (приложение №1).

1.2. Издать правовой акт о проведении тестирования и назначении лица, ответственного за организацию и проведение тестирования в образовательной организации.

1.3. Утвердить из числа работников образовательной организации состав комиссии, обеспечивающей организационно-техническое сопровождение тестирования.

1.4. Организовать участие педагогических и руководящих работников в методических мероприятиях по проведению тестирования.

1.5. Провести родительские собрания (встречи с родителями) по вопросам организации тестирования обучающихся.

1.6. Обеспечить информационное сопровождение проведения тестирования.

1.7. Организовать тестирование в соответствии с распорядительным актом образовательной организации с использованием современных компьютерных технологий в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Определить количество, общую площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения тестирования обучающихся, для каждого участника должно быть выделено отдельное рабочее место, в том числе с учётом их индивидуальных особенностей.

2.7. Провести силами членов комиссии, сформированной из числа работников образовательной организации, перед началом тестирования инструктаж обучающихся, в том числе информировать их о порядке проведения тестирования, правилах заполнения анкеты с использованием современных компьютерных технологий, продолжительности тестирования. Во время проведения тестирования обучающиеся не вправе общаться друг с другом, отвечать на возникающие вопросы имеет право только наблюдатель, входящий в состав комиссии.

2.8. Утвердить расписание тестирования по классам и кабинетам по прилагаемой форме (приложение № 2).

2.9. Утвердить поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей (законных представителей) информированных согласий по прилагаемым формам (приложения №№ 3,4).

2.10. Обеспечить соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

2.11. Обеспечить хранение в течение года информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

2.12. Организовать формирование и направление пакетов с результатами тестирования и актов передачи результатов тестирования обучающихся общеобразовательных организаций до 16.12.2017 года в комитет образования администрации МО «Выборгский район» ЛО (кабинет №19) по прилагаемой форме (приложение № 5).

3. Ответственность за проведение тестирования, а также сбор и хранение информированных согласий обучающихся и их родителей (законных представителей) возложить на руководителей общеобразовательных организаций.

4. Ответственность за проведение тестирования в общеобразовательных организациях, расположенных на территории МО «Выборгский район» ЛО возложить на главного специалиста отдела воспитания и дополнительного образования Петрову К.А.

5. Главному специалисту отдела воспитания и дополнительного образования Петровой К.А. организовать направление пакетов с результатами тестирования и актов передачи результатов тестирования обучающихся общеобразовательных организаций МО «Выборгский район» ЛО в срок до 22 декабря 2017 года в государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования».

6. Контроль за исполнением распоряжения возложить на О.С.Генералову, начальника отдела воспитания и дополнительного образования.

Председатель комитета О.В. Карвелис

Исп. К.А.Петрова

8 (813-78) 2-11-03


Письмо Минобрнауки России от 03.05.2017 N 09-941 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по безопасному поведению детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период")

24 December 2017 0:10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

ПИСЬМО

от 3 мая 2017 г. N 09-941

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В соответствии с письмом Следственного комитета Российской Федерации от 30 января 2017 г. N 242/3-12-2017 Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет методические рекомендации по безопасному поведению детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период, разработанные федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения".

Департамент просит довести указанные методические рекомендации до сведения образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Директор Департамента

И.А.МИХЕЕВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ДЕТЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

В ОСЕННЕ-ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД

Методические рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения" в помощь руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам, педагогам дополнительного образования, родителям (законным представителям) обучающихся Российской Федерации в целях профилактики несчастных случаев на водных объектах в осенне-зимне-весенний период.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413) (далее - ФГОС) основные образовательные программы общеобразовательных организаций включают:

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая обеспечивает формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения на природе, в том числе на водоемах, безопасного для человека и окружающей среды (на уровне начального общего образования);

программу воспитания и социализации обучающихся, включающую такие направления, как формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе знание правил безопасного поведения в природе (на уровне основного общего образования и среднего общего образования).

ФГОС основного общего образования регламентируют изучение предметных областей и учебных предметов, в том числе учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ), изучение которого на уровне основного общего образования должно обеспечить формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания, в том числе необходимости защиты личности посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного, социального, а также природного характера, знание и умение применять меры безопасности и правила поведения, в том числе в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, безопасное поведение человека в природных условиях, оказание первой медицинской помощи.

В учебном плане основной образовательной программы школы предусмотрено две части: обязательная и формируемая участниками образовательных отношений (вариативная).

В вариативной части учебного плана образовательная организация по своему усмотрению, с учетом интересов и запросов учащихся, может усилить преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение (в том числе по ОБЖ, биологии, окружающему миру), ввести новые учебные предметы, факультативы, в зависимости от специфики образовательной организации и ее кадровых, технических и иных возможностей.

Таким образом, ФГОС общего образования позволяет планомерно осуществлять политику безопасного образа жизни.

Для эффективного обучения детей безопасной жизнедеятельности необходимо, чтобы они успешно осваивали знания, вырабатывали умения и навыки, а также имели желание, интерес к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Основная цель при этом - достижение такого уровня развития детей, их творческих сил и способностей, при которых они сумеют эффективно обеспечить безопасность жизнедеятельности и будут иметь к этому соответствующую мотивацию.

Достижение поставленной цели можно осуществить путем решения следующих задач:

формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

развитие качеств личности, направленных на обеспечение безопасного поведения в окружающем мире;

развитие способностей принятия адекватных и безопасных решений в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуального и коллективного рисков;

выработка морально-психологической устойчивости и социальной компетентности в быту и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Одним из направлений обучения является формирование культуры безопасного поведения обучающихся на воде в осенне-зимне-весенний период.

Причинами смертности детей школьного возраста при несчастных случаях на воде, как правило, являются их безнадзорность во время пребывания на водных объектах в период становления и таяния ледяного покрова, неумение правильно вести себя, детская беспечность и самоуверенность, страх, несоблюдение правил безопасного поведения на воде, а также отсутствие опыта при оказании помощи людям, оказавшимся в воде.

Задача педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся - не только постоянно напоминать обучающимся об опасностях, таящихся на водных объектах, но и разъяснять им причины возникновения опасных факторов, способы избегания этих опасностей и приемы действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, то есть предвидеть опасность, по возможности, избегать ее и при необходимости действовать.

Обучающийся должен не запоминать перечень опасностей, а знать их причины и признаки, уметь действовать так, чтобы исключить или избежать возможности их возникновения.

Профилактика несчастных случаев на водоемах при ледоставе, в зимний период и период весеннего таяния льда должна включать в себя не только разъяснения обучающимся правил безопасного поведения на воде, но и обучение их действиям по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.

Детей следует ознакомить с особенностями образования и свойствами ледяного покрова. Осенний лед в период до наступления устойчивых морозов, непрочен. Утром, после ночных значительных понижений температуры воздуха, он способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и непрочным, хотя сохраняет достаточную толщину.

Водоемы замерзают неравномерно: сначала образуется ледяная корка у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже распространяется на весь водоем. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.

На озерах, прудах, а также на водоемах со стоячей водой лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда.

Следует обратить особое внимание обучающихся на то, что основным условием безопасного пребывания на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке. При этом безопасная толщина льда составляет

для одного человека - не менее 7 см;

для сооружения катка - 12 см и более;

для сооружения пешей переправы - 15 см и более;

для организации массовых спортивных и праздничных мероприятий - 25 см и более.

При визуальной оценке прочности льда следует учитывать следующее: самым прочным считается лед голубого цвета; прочность белого льда в два раза меньше; лед серый и матово-белый или с желтоватым оттенком не надежен. На открытом бесснежном пространстве лед всегда толще; лед молочно-мутный, серый, обычно ноздреватый и пористый - такой лед обрушивается без предупреждающего потрескивания. Следует иметь в виду, что снег, выпавший на только что образовавшийся лед, маскирует полыньи и замедляет рост ледяного покрова. Вместе с тем, только специалист может объективно оценить состояние льда.

В рамках проведения профилактических мероприятий по вопросам безопасного поведения детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период педагогам следует обратить внимание обучающихся и их родителей (законных представителей) о необходимости знать опасные места на водоемах, где лед всегда более тонок: на течении, особенно быстром; на глубоких и открытых для ветра местах, над тенистым и торфяным дном, у болотистых берегов, в местах выхода подводных ключей, под мостами, в узких протоках, вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий, в местах, где растет камыш, тростник и другие водные растения, в нижнем бьефе плотины, где даже в сильные морозы кратковременные попуски воды из водохранилища способны источить лед и образовать в нем опасные промоины.

Особую осторожность нужно проявлять, когда лед покроется толстым слоем снега, перекрыв доступ холодного воздуха к поверхности льда.

Готовить и пользоваться площадками для катания на коньках, устраиваемыми на водоемах, разрешается только после тщательной проверки прочности льда.

Содержание деятельности при изучении правил поведения

на воде в осенне-зимне-весенний период

В современной образовательной среде, с учетом постоянно изменяющихся условий, задача, стоящая перед педагогическим сообществом, - помочь обучающемуся освоить такие способы деятельности, которые окажутся необходимыми ему в сложных жизненных ситуациях. А для этого необходимо в процессе изучения правил поведения на льду предусмотреть:

подготовку основных правил поведения на воде с учетом возрастных особенностей детей и характера водных объектов конкретной местности;

деятельность по пропаганде безопасного поведения на воде в осенне-зимне-весенний период;

организовать совместную творческую деятельность, позволяющую расширить базовый уровень знаний и способов безопасного поведения на воде и оказания помощи пострадавшим;

деятельность образовательной организации и органов исполнительной власти, координирующих работу на водных объектах населенного пункта по формированию безопасного поведения на водных объектах, в том числе и в осенне-зимне-весенний период;

формирование у педагогических работников знаний в области профилактики безопасного поведения на воде;

тесное взаимодействие с родительской общественностью по вопросам безопасного поведения на воде в осенне-зимне-весенний период.

В процессе деятельности по изучению правил поведения на воде в осенне-зимне-весенний период у обучающихся должны быть сформированы не только универсальные учебные действия (личностные, метапредметные, коммуникативные), но и умения предвидеть опасную ситуацию на воде, используя знания о правилах поведения, обезопасить свою жизнь и предупредить опасное поведение своих друзей и при необходимости оказать помощь пострадавшим.

При организации профилактической работы по вопросам безопасного пребывания на водоемах в зимний период следует ознакомить обучающихся правилами поведения на водоемах в осенне-зимне-весенний период (приложение 1), а также со способами оказания помощи провалившемуся под лед подручными средствами (приложение 2).

В процессе изучения правил необходимо акцентировать внимание на состояние ледяного покрова на водоемах в начале осенне-зимнего периода, способах передвижения по льду, особенностях катания на коньках по ледяной поверхности водоема и при организации массового катания на водоемах, а также на порядке действий при возникновении несчастного случая.

Также, в рамках собраний, проводимых с родителями (законными представителями) обучающихся, следует ознакомить их с памяткой по вопросам организации работы с детьми по профилактике несчастных случаев на водных объектах (приложение 3).

При планировании профилактической работы по вопросам обеспечения безопасного пребывания детей на водных объектах целесообразно руководствоваться приложенным перечнем мероприятий в раздел "Профилактика несчастных случаев на водных объектах" плана образовательной организации по профилактике детского травматизма (приложение 4).

Приложение 1

ПРАВИЛА

ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД

1. Первый выход на ледяной покров водоема разрешается только в присутствии взрослых, предварительно проверивших толщину и прочность льда и определивших места выхода на лед.

2. Переходить водоем по льду нужно по оборудованным переправам. Если таких переправ нет, то переходить можно только в сопровождении взрослых. Им, прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности. Прочность льда рекомендуется проверять пешней. Если после первого удара лед пробивается и на нем появляется вода, нужно немедленно остановиться и идти обратно по следам. Первые шаги на обратном пути надо делать, не отрывая подошвы ото льда.

3. Категорически запрещается проверять прочность льда ударом ноги!

4. Во всех случаях, прежде, чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения, выбирая безопасные места. Лучше всего идти по проложенной тропе. Опасно выходить на лед при оттепели. Не следует спускаться на лед в незнакомых местах, особенно с обрывов.

5. По возможности надо избегать движения по льду. При необходимости движения по льду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места. Следует остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше, чем на открытом месте.

6. Особенно осторожным нужно быть в местах быстрого течения реки, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где ручьи впадают в водоемы, выходят родники и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, где ведется заготовка льда и т.п.

7. При групповом переходе по льду надо двигаться на расстоянии 5 - 6 метров друг от друга, внимательно следя за идущим впереди.

8. При перевозке небольших по размерам, но тяжелых грузов, их следует класть на сани или брусья с большой площадью опоры.

9. Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках. Если каток устраивается на водоеме, то катание разрешается лишь после тщательной проверки прочности льда (толщина льда должна быть не менее 12 см). Массовое катание разрешается при толщине льда не менее 25 см.

10. Запрещается ходить и кататься на льду в ночное время и, особенно, в незнакомых местах, за исключением специально оборудованных мест.

11. При переходе водоема на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней. Если приходиться идти по целине, то для обеспечения безопасности крепления лыж следует отстегнуть, чтобы при необходимости можно было быстро освободиться от лыж. Палки надо держать в руках, петли с кистей рук снять, рюкзак держать на одном плече. Расстояние между лыжниками должно быть 5 - 6 м. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок по льду определяет его прочность, следит за характером льда и т.п.

12. В случае провала льда под ногами надо действовать быстро и решительно: широко расставив руки, удержаться на поверхности льда, без резких движений стараться выползти на твердый лед, а затем, лежа на спине или на груди, продвинуться в сторону, начала движения, одновременно призывая на помощь.

Самое главное: дети должны усвоить, что выходить на лед можно только после того, как его обследуют взрослые, а взрослые должны знать, что нельзя оставлять детей без контроля вблизи водных объектов.

Приложение 2

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ

При обучении детей способам оказания помощи провалившемуся под лед следует обратить внимание на то, что в первую очередь надо позаботиться о собственной безопасности. Ведь при необдуманных, импульсивных действиях в воде, кроме пострадавшего, окажутся и пытающиеся его спасти товарищи. Опасно приближаться близко к провалившемуся под лед.

В первую очередь надо постараться привлечь внимание взрослых, позвать их на помощь!

К пострадавшему следует приближаться лежа, с раскинутыми в сторону руками и ногами. Если помощь оказывают два-три человека, то они ложатся на лед и цепочкой продвигаются к пострадавшему, удерживая друг друга за ноги. Первый из них подает пострадавшему лыжные палки, шарф, одежду и т.д. Деревянные предметы (лестницы, жерди, доски и др.) необходимо толкать по льду осторожно, чтобы не ударить пострадавшего. Спасатели при этом должны обезопасить и себя. Продвигаясь к пострадавшему, следует ложиться на доску, лыжи и другие предметы, страховаться веревкой, привязанной к опоре на берегу.

Ситуация, когда человек провалился под лед, требует от спасателя соблюдения особых правил предосторожности. Для приближения к тонущему нужно ползти по льду на груди, широко расставляя руки и ноги. Если есть возможность, то нужно использовать для увеличения площади опоры доски, жерди, лыжи, фанеру, лестницы и т.п. Опасно приближаться к самому пролому, так как у кромки лед особенно хрупок и может обломиться под тяжестью тела спасателя. Лучше, не подползая к полынье или пролому слишком близко, бросить тонущему веревку, связанные ремни или протянуть шест, за который он может ухватиться.

Провалившемуся под лед следует широко раскинуть руки, навалиться грудью или спиной на лед и постараться вылезти на него самостоятельно, звать при этом на помощь.

После извлечения провалившегося следует принять меры к согреванию и предупреждению простудных заболеваний, как у пострадавшего, так и у спасателя. Для этого необходимо пострадавшего и спасателя доставить в теплое помещение, снять мокрую одежду, растереть тело и надеть сухое белье. Быстрейшему согреванию способствуют горячие напитки.

Приложение 3

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Не допускайте детей на лед водоемов (на рыбалку, катание на коньках) без присмотра!

2. Покажите ребенку потенциально опасные места близлежащих водоемов. Расскажите ему о том, что особенно опасным является лед, который покрыт толстым слоем снега. В таких местах вода замерзает намного медленнее.

3. Обратите внимание детей на то, что места на льду, где видны трещины и лунки, очень опасны: при наступлении на эти места ногой лед может сразу же треснуть.

4. Объясните детям, что в случае, когда под ногами затрещал лед, и стала образовываться трещина, ни в коем случае нельзя впадать в панику и бежать от опасности, необходимо лечь на лед и аккуратно перекатиться в безопасное место.


Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 мая 2017 г. №07-2732 "Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних" 17 июля 2017

24 December 2017 0:07

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних, разработанные во исполнение пункта 4 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 20 февраля 2017 г. N ОГ-П8-37пр.

Департамент просит разместить указанные методические рекомендации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах образовательных организаций и провести просветительские мероприятия с родителями и обучающимися.

Приложение: на 49 л. в 1 экз.

Директор Департамента

Е.А. Сильянов

Приложение
к письму от 24 мая 2017 г. N 07-2732

Методические рекомендации
по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних

Введение

Проблемы, связанные с девиантным поведением подростков, привлекают особое внимание ученых.

В зарубежной социальной психологии проблема девиантного поведения рассматривалась в рамках традиционных теоретических ориентаций: необихевиористской (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), психоаналитической (Т. Адорно, В. Шутц), когнитивистской (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд), интеракционистской (И. Гоффман, Т. Шибутани). Среди современных теорий девиантного поведения зарубежной социальной психологии стоит отметить концепцию социальных отклонений Р. Харре и теорию поведения добровольного риска С. Линга.

В отечественной социальной психологии изучение девиантного поведения связано с исследованием социально-психологических характеристик групп подростков с девиантной ориентацией: их групповых потребностей, норм, ценностей (Г.С. Прыгин, И.В. Севастьянова, С.В. Тачина, Е.А. Парыгина). Индивидуальным характеристикам членов девиантных групп подростков посвящены эмпирические исследования Г.И. Забрянского, Р.Х. Шакурова, О.А. Селивановой и С.А. Беличевой.

Однако и в отечественной и в зарубежной психологии при исследовании учеными девиантного поведения подростков рассматриваются проблемы возрастных особенностей данной категории лиц. В силу того, что подростковый возраст отличается высокой личностной нестабильностью и противоречивостью, именно подростки наиболее склонны к проявлению девиантных форм поведения.

Основные противоречия личности в подростковом возрасте:

- между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления;

- подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребенком ("Я сам взрослый, а поэтому взрослым не доверяю и они мне не указ");

- подросток больше всего нуждается в референтной группе, он хочет входить в ту или иную социальную группу, считаться ее полноправным членом, жить по ее законам. Но именно группы подростков наиболее замкнуты и трудно принимают в себя "новичков", что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении;

- для подросткового возраста характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность и уникальность, при этом одновременно быть "ни на кого не похожим" и "быть как все".

В силу наличия данных противоречий и сложности подросткового возраста в целом, внутренних и внешних условий развития подростков, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления. Они, в свою очередь, создают объективные предпосылки для возникновения и проявления девиантного поведения у подростков. В настоящее время наблюдается возрастание именно экстремальных форм поведения среди подростков.

К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие. Перечисленные формы опасны и требуют особого внимания со стороны как исследователей, так и практиков (педагогов, психологов, сотрудников социальных и образовательных учреждений).

Таким образом, возникает задача как исследования самого экстремального поведения подростков, так и поиска наиболее эффективных методов психолого-педагогического воздействия, направленных на профилактику экстремальных форм поведения в подростковой среде.

Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних (далее - методические рекомендации) отражают современные представления о таких экстремальных развлечениях несовершеннолетних как зацепинг, трейнсерфинг. В них рассматриваются проблемы личностного становления несовершеннолетних группы риска и возможные пути их решения, представлены методы профилактики экстремальных форм поведения подростков.

Настоящие методические материалы предназначены для специалистов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Экстремальные формы поведения подростков: зацепинг, трейнсерфинг

1.1. Особенности социальных групп подростков с девиантной ориентацией

К проблеме подростковых групп с девиантной ориентацией обращаются многие отечественные психологи, изучающие самые разные психологические характеристики подростков. И.С. Кон отмечает, что подростковые группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном нерегламентированном взрослыми общении. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки - к пьянству, от веселого озорства - к хулиганству).

Т.Д. Марцинковская также отмечает, что общение подростков со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. При этом для подростка важны не только контакты, но и признание сверстниками. Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте. Ориентация на нормы группы и стремление им соответствовать повышают конформность. Поэтому необходимо учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую входит подросток, чтобы понять, что может ей дать подросток и, что группа может дать ему. Особенно важен в этом плане анализ ценностей и содержания деятельности неформальных, стихийно возникающих подростковых групп. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них наиболее ценную для себя информацию, следуя образцам, подростки формируют направленность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и антисоциальным, девиантным.

Такое же мнение высказывает Г.И. Забрянский. В старшем подростковом и юношеском возрасте общество сверстников выполняет чрезвычайно важные функции: обеспечивает эмоциональный комфорт, является основой межличностных отношений, информационным каналом. Признание в среде сверстников субъективно особенно значимо в этом возрасте. Полноценное товарищеское, дружеское общение несовершеннолетних правонарушающего поведения с "благополучными" сверстниками сужено. Обычно несовершеннолетние правонарушающего поведения устанавливают контакты с лицами, имеющими сходные проблемы, трудности, одинаковый, почти не ограниченный объем свободного времени. По мере углубления непонимания и конфликтов в других сферах жизнедеятельности субъективное значение такого общения возрастает.

Обстоятельный анализ социальных групп подростков с девиантной ориентацией проведен Т.Д. Владимировой, которая выявила следующие аспекты поведения подростков в девиантных группах. Прежде всего, подростковый возраст требует романтики и героизма и еще он требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться, которые мог бы выполнять и против которых мог бы бунтовать. И на этом фоне активно и целенаправленно действуют различные группировки. Все они предлагают то, в чем нуждаются подростки: какую-то идею, которая кажется ему высшей, внутригрупповую мораль, которая берет на себя функции нравственного закона, организацию, принадлежность к которой в этом возрасте удовлетворяет базальную потребность в защите значительно выше, чем какая-нибудь случайная группа, возможность внутри группы реализовать потребность в интимно-личностном общении и стремление к длительным эмоциональным контактам (иметь друзей), возможность к самореализации и самоутверждению путем выполнения значимых для группы действий, наличием жесткой иерархии, позволяющей члену группы чувствовать себя защищенным и свободным от ответственности за себя и свои поступки.

Итак, одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, принадлежность к которым - практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, "примерять" на себя разнообразные социальные роли.

Для подросткового возраста также характерна так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Подобную свободу или ее иллюзию дает улица. На первом плане среди референтно значимых людей всегда оказываются сверстники, друзья, подруги, а родители часто занимают самое последнее место, даже после учителей. Эта обычная возрастная тенденция перерастает в серьезную проблему для тех детей, которые не имеют нормальных семейных отношений и заботливых родителей.

Поэтому практически все безнадзорные дети и подростки входят в состав асоциальных и антисоциальных групп. Это связано в первую очередь с тем, что для подростка "группы риска" неформальная среда общения очень часто является единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье, не посещая учебное и какое-либо досуговое учреждение, подросток вынужден примыкать к тому или иному объединению, автоматически принимая систему его норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

Для очень большого числа девиантных подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтной группой, являются личностно значимыми, а нормы поведения, принятые в ней, более привлекательны, чем те, которые установлены в семье и школе.

Продолжая данную тему, приведем мнение И.П. Башкатова, который считает, что неформальные группы подростков - это особый социальный организм со своими специфическими законами возникновения, развития и функционирования. Они имеют свои нормы, ценности, цели, интересы, какие-либо групповые мотивы и потребности. Мотивы объединения подростков в такие группы - самые разнообразные. Это могут быть общие интересы и склонности, единство судеб, преклонение перед силой, отвагой и независимостью новых "друзей", отвращение к одиночеству, желание продемонстрировать перед новыми знакомыми свою силу, ловкость и осведомленность.

Изучая личность подростка из маргинальной среды, А.Ю. Голодняк обнаруживает, что по мере выраженности у них склонности к делинквентному поведению, происходят следующие изменения в особенностях их личности по параметру социальные отношения. От в целом адекватных отношений со сверстниками и педагогами и разнообразных отношений с родителями - к преобладанию конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляции межличностных отношений в делинквентной группе сверстников в сочетании с высоким конформизмом в принятии групповых норм.

Пониженное самоуважение статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным и экстремальным поведением.

Таким образом, можно выделить следующие психологические особенности подростков, определяющие их участие в группах девиантного характера.

Наиболее важной причиной приобщения подростков к девиантной среде является то, что подростковая группа удовлетворяет потребность в общении, в проведении досуга. Принадлежность подростка к группе сверстников дает дополнительные возможности самоутверждения. Некоторые из таких групп перерастают в антисоциальные. Также подростковый возраст требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться подросток. На этом фоне некоторые группы предлагают различного рода антисоциальную мораль, которую подросток с легкостью принимает.

Одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, осваивая те или иные модели поведения девиантного характера. Кроме этого, для подросткового возраста характерна реакция эмансипации, т.е. стремление к отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. На первом плане оказываются друзья, сверстники. В случае неблагополучных семейных отношений такая тенденция перерастает в проблему развития девиантного образа жизни.

У большинства трудных детей и подростков блокирована фундаментальная потребность в уважении, принятии и любви, а в неформальных (девиантных) компаниях эта потребность может быть удовлетворена. Именно психологической комфортностью пребывания в неформальной группе объясняется почему сложно вернуть ребенка обратно в организованный социум.

Кроме этого, среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость. Также причины участия подростков в неформальных молодежных объединениях кроются в низкой успеваемости и отчужденности от классного коллектива, в потребности в эмоциональной разрядке, в недостатке внимания к подросткам в семьях, в безнадзорности, вызывающей чувство одиночества и беззащитности.

В свою очередь, социальные группы представляют собой системы взаимоотношений и взаимодействий своих членов, и, в этом смысле, выступают отдельным субъектом, имеющим свои отличительные особенности. Поэтому, кроме психологических особенностей подростков, способствующих их объединению в группы девиантной ориентации, необходимо рассмотреть характерные черты социальных групп подростков с девиантной ориентацией как субъекта деятельности.

В связи с этим, прежде всего, необходимо отметить взгляд И.В. Севастьяновой, которая в своем исследовании утверждает, что социальные отношения возможны в поведении не только личности, индивида, но и коллектива. Отклоняющееся поведение - форма дезорганизации поведения индивида в группе категории лиц (девиантов и делинквентов), обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. При этом об отклоняющемся поведении личности следует говорить не тогда, когда подросток начинает совершать правонарушение, а тогда, когда свободное время проводит в группах отрицательной направленности.

Проведя тщательный анализ, ученые сделали ряд любопытных выводов. Они считают, что вопреки "внешним" представлениям, существует жесткая система правил, которые регулируют и регламентируют все происходящее в девиантных группах подростков. Подобное исследование было проведено российским ученым С.А. Беличевой, в ходе которого была подтверждена гипотеза о том, что неудовлетворенность своим положением в классе служит основной причиной деформации социальных связей подростка и возникновения неформальных девиантных подростковых групп. Трудные подростки вследствие своей изолированности, непризнанности в школьном коллективе чрезвычайно дорожат мнением своих уличных друзей. Самоутверждение в них протекает в формах антисоциального поведения в соответствии с нормами и нравственными ценностями девиантных групп. Изолированный начинает активно искать среду, где бы он чувствовал себя "человеком", где бы нашел признание своей личности. И этой средой становится неформальная группа, в которой компенсируется престижная неудовлетворенность.

При всей тяге к независимости такие подростки отличаются повышенной конформностью. Боязнь остаться в одиночестве, желание быть "как все" заставляет подростка неукоснительно следовать правилам, установившимся в девиантной группе, и требованиям ее вожаков. Чем ниже самооценка подростка, чем сильнее он чувствует себя в одиночестве, тем важнее для него чувство групповой принадлежности, в которой он черпает для себя ощущение собственной силы.

В ситуации группового возбуждения повышенная конформность дополняется вторым фактором - психическим заражением. Эмоциональное возбуждение окружающих многократно усиливает импульс, идущий от слов лидера, музыки, ритма и т.д. Все это, вместе взятое, ослабляет сознательный самоконтроль и сознание личной ответственности, рождает чувство анонимности и безнаказанности, в результате чего эмоциональное возбуждение может проявиться самым неожиданным и непредсказуемым образом, в частности агрессивностью. Этим объясняются разного рода правонарушения, преступления и другие проступки подростков, совершаемые группой. По мнению самих подростков, чувство "стадности", снижает в какой-то степени ответственность за свое поведение, придает силу и уверенность в себе.

Поэтому при расхождении собственных взглядов, оценок с позицией группы подростки предпочитают солидарность с ней. Отмечено, что девиантные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного "обогащения" негативными привычками и навыками, не только служат психологической опорой для самооправдания при совершении правонарушений ("как все"), но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение.

Таким образом, учитывая, что в девиантных группах жестко действуют собственные правила, подростки вынуждены выбирать наркотики, преступность и другие формы противопослушного образа жизни. А. Добрович описал "неписанные правила" девиантных групп. Они практически полностью соответствуют нормам уголовной субкультуры, чьей главной характеристикой В.Ф. Пирожков считает наличие преступной иерархии и антисоциальных правил, выполняющих роль закона.

Другой особенностью девиантно-ориентированных подростковых объединений является их закрытость для взрослых, особенно тех, кто относится к ним свысока, с позиции всезнающего человека, чье мнение является единственно верным. В результате любые попытки общения подростки воспринимают в штыки, и мнение большинства взрослых не является для них авторитетным. Ошибка большинства школьных преподавателей и педагогов клубов дополнительного образования кроется в неумении найти верный подход к таким детям, и поэтому последние часто предпочитают улицу в качестве места своего "дополнительного образования".

В свою очередь, С.А. Беличева отмечает, что, фактическая утрата подростком внутренней связи с позитивно ориентированным коллективом, формирующимся на основе социально значимой деятельности, оказывает решающее влияние на формирование его личности, деформируя ее в направлении ориентации на девиантное поведение.

Данная особенность взаимовлияния личностных особенностей и групповых характеристик в развитии девиантного поведения раскрывается в исследовании идентичности подростков - участников криминальных группировок И.А. Семикашевой. Анализ социально-психологических особенностей девиантно-ориентированных подростковых объединений позволил выделить специфические черты, которые способствуют чрезмерной идентификации с группой и препятствуют обособлению, что, в свою очередь, отражается на становлении идентичности. К таким чертам относится закрытость, приводящая к жесткой иерархической структуре, в свою очередь, сказывающуюся на структуре межличностных отношений.

На основе вышеприведенного анализа особенностей социальных групп подростков с девиантной ориентацией выводится важный методологический принцип.

Во-первых, подростки, склонные к девиантному поведению, обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.

Во-вторых, группы удовлетворяют потребности подростков, склонных к девиантному поведению, в общении, проведении свободного времени, самоутверждении. Далее, в силу повышенного конформизма группы подростков с девиантной ориентацией становятся более жестко структурированы и закрыты для окружения, что приводит к замыканию подростков, склонных к девиантному поведению, в рамках антисоциальной среды.

И наконец, нахождение в девиантной среде ведет к деформации личности подростка, которая проявляется в еще большем разрыве межличностных связей с позитивным окружением, а также к развитию ориентации личности на девиантное поведение.

1.2. Современный экстремальный досуг несовершеннолетних

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.

Поведенческие и характерологические особенности подростков:

- направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе или окружающим;

- низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий.

Подросток начинает ориентироваться на "взрослую" жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального) поведения.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

- занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;

- слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;

- неэффективность досуговой системы;

- бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Рубцова, 2013).

Экстремальное поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование "Образа Я" достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.

Многочисленные группы трейнсёрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных "зацепов"; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только "непрофессионалы", происходит "естественный отбор").

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его "экстримом для бедных"). По их мнению зацепинг обеспечивает:

- получение удовольствия от скорости и процесса езды;

- расширенный обзор окружающей местности;

- возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

- возможность сэкономить на оплате проезда;

- возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

- возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т.д.);

- повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т.д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);

- по мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.

Объяснение данному феномену можно найти в том, что "зацеперы" - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: "Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью".

Психотерапевт Татьяна Неёлова заключает: "Радоваться малому, достигать вершин собственным трудом - сложно, непонятно, трудно. А тут все легко: проехался - и ты герой, сверхчеловек, который получает уважение сверстников".

Есть несколько причин, по которым, чаще несовершеннолетние увлекаются подобным видом экстремального развлечения - это так называемая адреналиновая зависимость и желание выделиться среди сверстников. Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что "умирают от наркотиков лишь дураки", а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы - это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

Рассмотрим подробнее психологические и социальные причины зацепинга в молодежной среде:

Особенности возрастного развития:

- склонность к рискованному поведению;

- потребности в автономии, свободе, аффилиации, значимости;

- потребность изменения своего статуса в системе социальных оценок, определение своего места в социальной иерархии;

- дисгармоничность личности;

- изменение установившихся интересов;

- протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к обществу у подростков.

Социальная среда:

- семья (бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны родителей);

- социальное окружение;

- неорганизованность досуга, свободного времени.

В России выраженный рост "зацеперства" произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек. А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастает.

Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга.

Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

То есть цифры говорят сами за себя. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, ещё два-три получают травмы, в основном - тяжёлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний.

Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:

- потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;

- поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;

- столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;

- падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

Таким образом, самое опасное развлечение на железной дороге - это зацепинг!

2. Пути профилактики экстремального поведения несовершеннолетних

2.1. Эмоциональное развитие несовершеннолетних

Эмоциональное развитие несовершеннолетних так же как и другие психические процессы, подчиняется определенным закономерностям.

С точки зрения исследователя Х. Ремшмидта, в несовершеннолетнем возрасте встречается три типа эмоционального реагирования:

1. Эмоциональная неустойчивость - мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой - столкновением с регламентацией и ожиданиями окружающих;

2. Нападение или отступление - агрессивное поведение или тенденция избежать столкновения;

3. Идеализм - неумение критично взглянуть на окружающую действительность и вследствие этого видение только какой-то одной, желательной стороны этого мира.

Подросток еще не ушел от игры и продолжает испытывать потребность в игровых видах деятельности. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях. Это стоит подчеркнуть особо - нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда жизнедеятельности практически невозможно.

2.2. Практические рекомендации по профилактике экстремального поведения несовершеннолетних

Одним из условий повышения эффективности профилактической работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей:

- во взрослом человеке, но не в каждом взрослом (построение в профилактическом пространстве особых отношений с подростком - отношений созидающего взаимодействия);

- в героях (подросток будет искать кумира для подражания и этим кумиром, чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел);

- в коллективе сверстников как естественной среде нормального развития;

- в сотрудничестве с другими людьми;

- в защите прав на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы;

- в равных семейных отношениях.

Перед педагогами с целью профилактики стоят три специфических задачи:

1. Педагогическое просвещение родителей в отношении особенностей подросткового возраста;

2. Определенное замещение родителей в тех случаях, когда они не хотят и не могут занять необходимую для развития подростка позицию;

3. Защита несовершеннолетнего от жестокости и равнодушия мира взрослых.

Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов профилактического воздействия.

2.3. Методы профилактики экстремального поведения несовершеннолетних

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Педагогам необходимо:

- проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и о реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;

- осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового досуга);

- использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фото- материалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т.д.);

- осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками МВД России на транспорте;

- организовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;

- в образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными;

- разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения;

- разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечению несовершеннолетних в социально значимые проекты;

- способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанно



Опросы


Погода